Статистика
Министерство образования и науки Российской Федерации
Президент России
РОСМОЛОДЕЖЬ
Официальный информационный портал Единого государственного экзамена
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК)
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Подписка
Кафедра методики дошкольного и начального образования
f5a35a7fe260df7ff348b1bc9c1c47c7.jpg
Кузнецова Наталья Викторовна
Заведующая кафедрой методики дошкольного и начального образования
кандидат педагогических наук, доцент
Телефон: (8342) 33-93-56

В 2013 году кафедра методики дошкольного воспитания и кафедра методики начального образования были реорганизованы в одну кафедру – кафедру методики дошкольного и начального образования – зав. кафедрой – Наталья Викторовна Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент. 

В настоящий момент образовательную деятельность осуществляют 17 кандидатов наук, 17 доцентов, среди которых 12 имеют звание доцента.

Кафедра методики дошкольного и начального образования осуществляет учебно-методическую и воспитательную работу по подготовке студентов по специальностям и профилям:

050708.65 Педагогика и методика начального образования;

050708.65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью 050202.65 Информатика;

050708.65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью 050303.65 Иностранный язык;

050707.65 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью 050706 Педагогика и психология

050707.65 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью 050720  Физическая культура

050601.65 Музыкальное образование с дополнительной специальностью 050707  Педагогика и методика дошкольного образования

по направлению 050100.62 Педагогическое образование (профили «Начальное образование» и «Информатика»; профиль «Музыка»; профиль «Изобразительное искусство»; профиль «Дошкольное образование»; профили «Дошкольное образование» и начальное образование»; профили «Музыка» и «Дошкольное образование»).

Кроме образовательных программ для студентов ВПО преподаватели кафедры реализуют две программы для студентов СПО («Преподавание в начальных классах» и «Дошкольное образование»).

Совершенствование содержания читаемых курсов осуществляется с установкой на фундаментализацию теоретических знаний, требования ФГОС дошкольного и начального общего образования, современные технологии в области методики, педагогики, психологии, способствующие становлению духовной, высококультурной, практико-ориентированной личности воспитателя и учителя.

 Преподаватели кафедры постоянно совершенствуют учебно-методические комплексы дисциплин в соответствии с требованиями ГОС и ФГОС. Широко используются информационные технологии: мультимедийные презентации, работа с интернет-ресурсами,  тестирование в режиме «он-лайн» и «оф-лайн», пополняется база электронных учебных пособий. В настоящее время активно используются интерактивные формы обучения: метод Сократа, групповая работа, проблемное обучение, метод дискуссий, мастер-классы, «синквейн» – стоп-кадр, ролевые игры, решение ситуационных задач, проектирование уроков, «мозговой штурм», дебаты, проигрывание и анализ речевых ситуаций, выступление студента в роли преподавателя.

Члены кафедры осуществляют интеграцию различных дисциплин, реализуют национально-региональный компонент, воспитывая методически грамотного, широко образованного, культурно-развитого специалиста, востребованного современным обществом, специалиста конкурентоспособного на рынке образовательных услуг.

Преподаватели совершенствуют организацию самостоятельной и творческой работы студентов, разрабатывая задания, нацеливающие будущих учителей на самостоятельный поиск, анализ, обобщение полученных данных.

Повышению качества знаний способствует рейтинговая система оценивания знаний, которая несет процессуальный характер и используется в ходе изучения всех курсов.

Полностью обновлена тематика дипломных и курсовых работ, нацеленная на актуализацию проблем образования, развития воспитания в новых социально-экономических условиях. Тематика дипломных работ соответствует потребностям региональной системы образования, отражает проблему перехода на новый стандарт дошкольного и начального общего образования.

Преподаватели издают свои статьи в центральных журналах («Начальная школа», «Дошкольное образование», «Начальная школа плюс До и После», «Гуманитарные науки и образование», «Казанская наука»), сборниках материалов международных всероссийских, региональных конференций, межвузовских сборниках научных трудов, сборниках научных трудов, издаваемых в институте и на кафедре.

Преподаватели кафедры принимают активное участие в работе  инновационного структурного подразделения – Центра продленного дня для детей дошкольного и младшего школьного возрастов (ЦПД). ЦПД функционирует как научно-экспериментальная площадка, позволяющая апробировать инновационные технологии предметно-развивающей среды воспитания и развития ребенка, как учебно-производственная площадка, позволяющая формировать профессионально-педагогические компетенции будущих педагогов

Кафедра методики дошкольного и начального образования осуществляет сотрудничество со школами и другими образовательными учреждениями республики и России, которое носит научно-педагогический и практический характер.

Особо следует подчеркнуть сотрудничество кафедры на международном уровне с  международным обществом «Финляндия - Россия», с Витебский государственным университетом им. П. М. Машерова,  с «Минским городским институтом развития образования.

На кафедре функционируют 2 учебно-методические комиссии (УМК): 

  • «Русский язык и методика его преподавания в начальных классах», возглавляет В. И. Белоусова, кандидат филологических наук, доцент;
  • «Математика и методика преподавания естественно-математических дисциплин» – С. В. Маслова, кандидат педагогических наук, доцент. 

Одним из ведущих направлений работы УМК является разработка программ и методических рекомендаций для начального и вузовского образования (в рамках ФГОС нового поколения), а также научное консультирование преподавателей средних общеобразовательных учебных заведений. 

Изданная научная и научно-методическая, учебная и учебно-методическая литература отражает содержание основных направлений научно-исследовательской работы кафедры. 

На современном этапе работа кафедры направлена на расширение теоретических знаний студентов, на формирование творческой индивидуальности педагога, способного к инновационной деятельности; на развитие ценностных ориентаций, интересов и мотивов к педагогической деятельности. 

Преподавателями кафедры реализуются следующие курсы по выбору: 

1. «Педагогическая риторика для будущих учителей начальных классов». 

2. «Элементы формальной логики». 

3. «Вариативные программы по литературному чтению в начальной школе». 

4. «Развитие пространственных представлений младших школьников при обучении математике». 

5. «Изучение слов с градуальным значением в начальном курсе русского языка». 

6. «Инновационные технологии в методике преподавания естествознания». 

7. «Вопросы индивидуально-авторского словотворчества». 

8. «Подготовка публичных выступлений различных жанров». 

9. «Устные вычисления в курсе математики в начальных классах». 

10. «Исследовательские проекты в системе обучения младших школьников орфографии». 

11. «Основы современной пунктуации». 

12. «Внеурочная деятельность по литературному чтению в начальной школе». 

Преподаватели кафедры активно внедряют в практику работы такие инновации, как использование в учебном процессе ИКТ, дистанционного обучения, диалогизация обучения, стимулирующее становление субъектности студента, развитие его креативности и эмоционально-волевой сферы. Дискуссии и конференции, «мозговые атаки», ролевые и деловые игры, моделирование и проектирование, сочетание учения и исследования – все это интегрируется с традиционными подходами (лекции, семинары, лабораторные занятия и т. п.). 

На кафедре активно действует Студенческое научное общество (рук. Н. В. Кузнецова). Студенты под руководством преподавателей выступают с сообщениями и докладами, защищают проекты, публикуют статьи, участвуют в различных конференциях и конкурсах. 

Преподаватели кафедры активно реализуют программы дополнительного образования для студентов: 

  • «Современные технологии формирования каллиграфического навыка младших школьников» (Н. В. Кузнецова);
  • «Интеллектуальное развитие младших школьников» (С. И. Люгзаева, Н. В. Кузнецова, Н. В. Винокурова);
  • «Организационно-методические аспекты введения ФГОС НОО» (коллектив кафедры). 

Преподаватель кафедры С. И. Люгзаева (кандидат педагогических наук, доцент) включена в энциклопедию «Лучшие люди России», в том «Родины славные сыны и дочери» (2005 г.). 

По кафедре читаются основные дисциплины: 

  •  «Теория и методика детского изобразительного творчества»;
  • «Теория и методика развития математических представлений детей дошкольного возраста»;
  • «Теория и методика развития речи детей»;
  • «Теория и методика физического развития детей»;
  • «Теория и методика экологического образования дошкольников»;
  • «Русский язык»;
  • «Культура речи»;
  • «Детская литература и технологии литературного образования детей и т. д. 

Курсы по выбору: 

  •  «Особенности делового общения»;
  • «Формирование культуры письменной речи педагога»;
  • «Речевой этикет в профессиональном педагогическом общении»;
  • «Литературное развитие дошкольников в детском саду и семье»;
  • «Речевое развитие детей-билингвов»;
  • «Современные программы математического развития детей дошкольного возраста»;
  • «Развитие детского изобразительного творчества в бисероплетении»;
  • «Синтез искусств в развитии детского изобразительного творчества»;
  • «Подготовка детей к обучению грамоте»;
  • «Использование вариативных программ в экологическом образовании»;
  • «Методика обучения дошкольников родному языку»;
  • «Театрализованная деятельность дошкольников»;
  • «Детский фольклор»;
  • «Педагогическая риторика» и др. 

Научно-исследовательская работа проводится на кафедре с учетом проблем дошкольного образования в поликультурном регионе и решения задач повышения уровня подготовки специалистов. Преподаватели работают по кафедральной теме «Этнокультурное образование дошкольников» и инициативным темам, отражающим круг их научных интересов. В 2001 году преподавателями кафедры издана программа национального компонента дошкольного образования «Валдоня», по которой до 2010 года работали все дошкольные учреждения республики Мордовия. 

Научно-исследовательская работа кафедры характеризуется положительной динамикой. В 2010–2011 гг. преподавателями кафедры выполнялась работа в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Национальное дошкольное образование в Республике Мордовия в контексте единства образовательного пространства России», № 10-06-23608 а/В (руководитель проекта – кандидат филологических наук, доцент Киркина Е. Н.; исполнители проекта – Кондратьева Т. Н., Уланова С. Л., Щемерова Н. Н., Бурляева О. В., Карпушина Л. П.). Под руководством Е. Н. Киркиной подготовлен и издан примерный региональный модуль содержания дошкольного образования в современных условиях «Мы в Мордовии живем» («Мы в Мордовии живем : пример. регион. модуль программы дошк. образования / [О. В. Бурляева и др.]. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2011. – 104 с. (6,5 п. л.) (авторский коллектив: О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина, Е. Н. Киркина, Т. Н. Кондратьева, С. Л. Уланова, Н. Н. Щемерова), рекомендованный Республиканским экспертным советом при Министерстве Республики Мордовия. 

О. И. Максимкина являлась членом научного коллектива по подготовке и представлению заявки на участие в конкурсе ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (Мероприятие 1.2.1 – гуманитарные науки по лоту № 5). Тема проекта «Психолого-педагогические условия реализации гуманитарных технологий формирования культурно-продуктивной личности». 

Ежегодно кафедра методики дошкольного воспитания проводит семинары городского, республиканского, межрегионального уровней: 
• в 2005 г. – Республиканский семинар-практикум «Преемственность в системе «Детский сад – семья – начальная школа»: аспект этнокультурного образования»; 
• в 2007 г. – городской семинар-практикум «Эстетическое воспитание детей в условиях поликультурного региона»; 
• в 2007 г. – городской семинар «Современные аспекты управления ДОУ»; 
• в 2008 г. – городской семинар-практикум «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»; 
• в 2010 г. – межрегиональный семинар-практикум «Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного процесса России» и др.; 
• в 2010 года – межрегиональный научно-практический семинар «Дошкольное образование в поликультурном регионе: современные тенденции и перспективы развития». 
• в 2011 года – республиканский научно-практический семинар «Проектирование регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования: технологии, подходы». 

В течение 2010–2011 учебного года кафедрой методики дошкольного воспитания был проведен цикл обучающих семинаров для начинающих педагогов ДОУ: 

1) «Методология педагогического исследования в дошкольном образовании» (2 декабря 2010 г.); 

2) «Практикум по написанию научно-методических статей» (2 декабря 2010 г.); 

3) «Эколого-эстетическое развитие дошкольников на материале традиционной культуры мордвы» (15 февраля 2011 г.); 

4) «Обучение дошкольников второму (мокшанскому, эрзянскому) языку в ДОУ Республики Мордовия» (30 марта 2011 г.). 

В течение 2011–2012 учебного года кафедрой методики дошкольного воспитания был проведен цикл научно-методических семинаров и круглый стол для педагогов ДОУ: 

1) городской научно-методический семинар для педагогов ДОУ «Проектирование регионального компонента этноэкологического образования дошкольников в соответствии с примерным региональным модулем программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»» в рамках реализации проекта 2.2 «Организация и проведение научных мероприятий» программы стратегического развития института на 2012 – 2016 гг. (22 марта 2012), приняли участие 46 педагогов дошкольных образовательных учреждений; 

2) городской научно-методический семинар для педагогов ДОУ «Особенности реализации образовательной области «Коммуникация» примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»» по проекту 2.2 «Организация и проведение научных мероприятий» программы стратегического развития института на 2012–2016 гг. (19 апреля 2012 г.), приняли участие 43 педагога дошкольных образовательных учреждений; 

3) круглый стол «Проблемы и перспективы реализации регионального модуля программы дошкольного образования » на базе МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 58» в рамках реализации проекта 2.4.9 «Проектирование и создание Развивающего образовательного центра «Мое будущее»» программы стратегического развития института на 2012–2016 гг. (14 мая 2012 года, приказ № 499 от 14.05.2012 г.), приняли участие 17 педагогов дошкольных образовательных учреждений МДОУ № 58, 68. 

В работе семинаров традиционно принимают участие преподаватели вузов и педколледжей, педагоги и руководители дошкольных образовательных учреждений республики, студенты. 

Результаты совместной работы кафедры методики дошкольного воспитания и дошкольных учреждений находят отражение в ежегодных сборниках научных трудов: 

1. Преемственность в системе «Детский сад – семья – начальная школа»: аспект этнокультурного образования дошкольников / под ред. О. И. Максимкиной ; Мордов. гос. пед. ин-т, Саранск, 2005. – 94 с. 

2. Актуальные проблемы теории и практики дошкольного образования / под ред. Е. Н. Киркиной ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Вып. 1. – Саранск, 2006. – 99 с. 

3. Актуальные проблемы теории и практики дошкольного образования / под ред. Е. Н. Киркиной ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Вып.2. – Саранск, 2007. – 135 с. 

4. Психолого-педагогические и методические аспекты воспитания и обучения детей / под ред. О. В. Бурляевой ; Мордов. гос. пед. ин-т, Саранск, 2008. – 161 с. 

5. Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России : сб. науч.-метод. ст. / под ред. Е. Н. Киркиной ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – 310 с. 

6. Интегрированный подход к региональному образованию дошкольников : сб. науч. ст. / под ред. О. В. Бурляевой, Е. Н. Киркиной ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 115 с. 

7. «Дошкольное образование в поликультурном регионе : современные тенденции и перспективы развития», Межрегиональный науч.-практический семинар (2010 ; Саранск). Межрегиональный научно-практический семинар «Дошкольное образование в поликультурном регионе: современные тенденции и перспективы развития», 28 октября 2010 г. : [материалы] / редкол.: Е. С. Ошкина (отв. ред.) [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 198 с. (12,4 п. л.) 

В отношении оптимизации учебного процесса на кафедре ведущей остается тенденция обновления и полного удовлетворения студентов учебно-информационным материалом. Совершенствование содержания вузовского образования осуществляется через разработку и издание программ, учебных пособий и методических рекомендаций по дисциплинам, курсам по выбору и практикам. 

В 2010–2012 г. преподавателями кафедры были опубликованы следующие учебно-методические материалы: 

1. Педагогика и методика дошкольного образования : учебно-программное издание // Педагогика и методика дошкольного образования : программа государственного экзамена по специальности 050707.65 – Педагогика и методика дошкольного образования / сост. С. И. Васенина, Л. В. Карпушкина, Т. Н. Кондратьева, Н. В. Кондрашова [и др.] / Е. С. Ошкина, Н. Г. Спиренкова (отв. ред.); Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 54 с. (3,4 п. л.) 

2. Киркина, Е. Н. Мордовская детская литература : программа курса и методические рекомендации / Е. Н. Киркина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – 35 с. 

3. Кондратьева, Т. Н. Теория и методика экологического образования детей : программа курса и метод. рекомендации / Т. Н. Кондратьева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – 47 с. (2,9 п. л.). 

4. Курсы по выбору и факультативы по специальности 050707.65 – Педагогика и методика дошкольного образования : сб. программ и метод. рекомендаций / С. И. Васенина, Е. Н. Киркина, Е. С. Ошкина [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – 208 с. 

5. Ошкина, Е. С. Психолого-педагогический практикум «Выразительное чтение»: программа практикума по специальности «050707.65 – Педагогика и методика дошкольного образования» и методические рекомендации / Е. С. Ошкина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – 54 с.(3,4 п. л.) 

6. Примерная региональная программа предшкольного образования / авт.-сост. Н. В. Винокурова, С. И. Васенина, С. Л. Уланова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – 124 с. (7,2 п. л.) 

7. Психолого-педагогическая практика : учеб.-метод. пособие / О. В. Бурляева С. Л. Уланова, С. И. Васенина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – 83 с. 

8. Уланова, С. Л. Мордовское декоративно-прикладное искусство и методика развития детского декоративного творчества : программа курса и методические рекомендации / Н. Н. Щемерова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – 39 с. 

9. Щемерова, Н. Н. Лингвистика детской речи : программа факультативного курса и метод. рекомендации / Н. Н. Щемерова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 26 с. 

10. Щемерова, Н. Н. Речевой этикет в профессиональном педагогическом общении : программа и метод. рекомендации / Н. Н. Щемерова ; Мордов. гос пед. ин-т. – Саранск, 2010. – 34 с. (2,13 п. л.) и др. 

На кафедре активно действует Студенческое научное общество (рук. Т. Н. Кондратьева). Студенты под руководством преподавателей выступают с сообщениями и докладами, защищают проекты, публикуют статьи, участвуют в различных конкурсах. 

Преподаватели кафедры в течение 2011–2012 учебного года активно включились в разработку и реализацию программ дополнительного образования для студентов: 

1) «Актуальные проблемы современного дошкольного образования» (объем программы – 24 ч., руководитель программы Е. С. Ошкина, 04.05.2012–22.05.2012., реализующие программу преподаватели: Васенина С. И., Кондратьева Т. Н, Максимкина О. И., Ошкина Е. С.); 

2) «Основы гувернерского дела» (объем – 24ч., руководитель Е. С. Ошкина, 12.04.2012–15.05.2012, реализующие программу преподаватели: Васенина С. И., Кондратьева Т. Н, Максимкина О. И., Ошкина Е. С.) 

3) «Педагог предшкольного образования» (объем – 32 ч., руководитель программы – Н. В. Винокурова, 19.03.2012–16.04.2012, реализующие программу преподаватели: Васенина С. И., Уланова С. Л.); 

4) «Руководитель детским художественным творчеством» (объем – 32 ч., руководитель и реализующий программу преподаватель – С. Л. Уланова, 15.05.2012–09.06.2012); 

5) «Педагогический семейный сервис» (сроки реализации – с 07.12.2011 г по 16.01.2012; с 06.02.2012 по 03.03.2012 г. (36 ч.) (руководитель программы – Зеткина И. А., реализующий программу преподаватель – Максимкина О. И.); 

6) «Подготовка экскурсоводов» (сроки реализации – с 16.12.2011 г по 23.01.2012 (36 ч.) (руководитель программы – Зеткина И. А., реализующий программу преподаватель – Максимкина О. И.). 

Для эффективной работы кафедра постоянно укрепляет связи с другими вузами, организациями образования, образовательными учреждениями, сотрудничает с МПГУ (г. Москва). Это сотрудничество выражается в участии преподавателей в конференциях, защите кандидатских диссертаций и т. п. 

Кафедра методики дошкольного воспитания сотрудничает с : 

1) управлением образования Администрации г. о. Саранск (в ходе проведения кафедрой семинаров, круглых столов для педагогов ДОУ и т. п.) ; 

2) Центром продленного дня, созданном на базе МГПИ имени М. Е. Евсевьева (преподаватели кафедры Васенина С. И., Уланова С. Л., Кондратьева Т. Н., Киркина Е. Н., Щемерова Н. Н. являются воспитателями данного центра (по совместительству), разработчиками авторских программ дополнительного образования детей дошкольного и предшкольного возраста); 

3) ДОУ г. о. Саранск и РМ (при проведении Недели педагогического творчества студентов, в процессе подготовки и издания сборника научно-методических статей, при проведении кафедрой цикла обучающих семинаров для педагогов ДОУ и т. п.).