Статистика
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК)
РОСМОЛОДЕЖЬ
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Официальный информационный портал Единого государственного экзамена
Министерство образования и науки Российской Федерации
Президент России
Подписка
Кафедра педагогики
fa3c4d72dd59694d63a13666cc44a02d.jpg
Шукшина Татьяна Ивановна
Заведующая кафедрой педагогики
доктор педагогических наук, профессор
Телефон: (8342) 33-92-53

Свою историю кафедра педагогики ведет с 19 июля 1962 года. В то время первым заведующим кафедрой педагогики и психологии был к.п.н. Кустков Сергей Иванович. Как первооткрывателю Сергею Ивановичу приходилось заниматься становлением кафедры: определить профессиональные задачи, формировать кадровый состав, проявлять заботу об обеспечении учебно-методической и учебной литературой, техническими средствами для обучения и др. В первом составе кафедры были Сергей Иванович Кустков, Мария Григорьевна Кузьмина, А.А. Игонин (психолог), Маргарита Васильевна Крылова, Александр Гаврилович Барнашов, Екатерина Зиновьевна Новоселова (гигиенист), Маргарита Федоровна Карпова – заведующая практикой, одновременно работавшая ассистентом кафедры, С.И. Высоцкая. 

С 1964 до 1967 года кафедру возглавлял Иван Леонтьевич Наумченко, кандидат педагогических наук, доцент. В этот период создается Педагогическое общество им. А.С. Макаренко, кафедра является организатором различных клубов в школах, создается педагогический отряд «Дзержинец».  

В 1968 году заведующим кафедрой становится Ефим Григорьевич Осовский, который начинает работу над формированием стабильного состава кафедры. 

В это время появляются аспиранты (А.В. Листенева, Э.Р. Рахманов, Н.Н. Камалетдинов, Т.Г. Тимошина.), начинают защищаться диссертации (М.Г. Кузьмина, М.В. Крылова, М.Ф. Кирдяшова). Важным был приход из аспирантуры «со стороны» Л.И. Яковлевой, Г.М. Храмовой, М.Б. Прусаковой, Т.Д. Андроновой, Р.П. Лаптиевой, Е.И. Горбачевой – они в эти годы составили ядро кафедры. Кафедра начинает пополняться выпускниками института, учителями (Н.И. Еналеева, Л.В. Кудаева, И.Х. Пикалов). 

Значительное внимание отводится организационно-методической деятельности: созданию учебно-методических комплексов, выработке новых подходов к организации педагогической практики, проведению инструктивно-методических сборов по подготовке вожатых для детских оздоровительных лагерей и формированию движения студенческих педагогических отрядов. Благодаря деятельности студенческих педагогических отрядов кафедра хорошо узнала и увидела возможности Т.В. Татьяниной, С.В. Кутняк и др. 

По инициативе Е.Г. Осовского, по его проектам и разработкам в учебные планы всех факультетов института были введены восьми часовые практикумы по подготовке студентов к работе с детьми и подростками в летний период, в качестве пионерских вожатых, воспитателей, плавруков, физруков, старших пионерских вожатых. Завершающим звеном в системе профессиональной подготовки к работе в загородных пионерских лагерях были инструктивные лагеря на базе туристической базы г. Саранска «Зеленая роща». 

В этот период кафедра по поручению Министерства образования проводила Всероссийские Туры Всесоюзных олимпиад по педагогике. Благодаря им накапливался опыт, расширялись связи с другими вузами страны. Была создана уникальная и известная по всей России технология организации и проведения педагогической олимпиады, которая успешно применяется и сегодня. 

Благодаря инициативе Е.Г. Осовского на факультете иностранных языков был организован социально-педагогический эксперимент. В реализации данного замысла важную роль сыграла Ю.В. Варданян. Благодаря научному эксперименту появилась новая специальность «Иностранный язык и педагогика». Многие студенты института выезжали во Всероссийские и Всесоюзные детские оздоровительные центры «Орленок» и «Артек» в качестве вожатых. 

Заметное место в деятельности Е.Г. Осовского занимает инициатива по созданию музея М.Е. Евсевьева в Мордовском государственном педагогическом институте. Ученики и единомышленники Ефима Григорьевича: Н. Г. Юрченкова (Беспалова), С.В.Грачев, И.А. Зеткина и другие – собирали, обобщали, систематизировали материалы, оформляли их экспозиционно, постоянно вели поиск новых материалов. Сегодня музей М.Е. Евсевьева многофункционален, но ведущей остается функция по воспитанию у студентов чувства «мы – евсевьевцы», гордости за свой вуз, профессиональной направленности личности будущих педагогов-учителей, педагогов-воспитателей. 

В 1988 году кафедра педагогики становится самостоятельным подразделением, а 1991 году при кафедре открывается аспирантура. В 1993 году кафедра делится на два самостоятельных подразделения: кафедра общей педагогики и научных основ образования. Каждая из кафедр приобрела свои особенности и по целям, и по содержанию работы. Кафедра общей педагогики сосредоточилась на чтении основных общепедагогических курсов, научных основ образования – на разработке историко-педагогических курсов и подготовке научной смены. В 1997 году по инициативе Е.Г. Осовского при кафедре открывается докторантура. Аспирантура и докторантура принимают соискателей для обучения по трем научным специальностям (общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика профессионального образования, теория и методика воспитания). Через аспирантуру и докторантуру при кафедре прошло большое количество аспирантов, докторантов, научных сотрудников, соискателей. Под руководством Е.Г. Осовского было защищено около 40 кандидатских и докторских диссертаций. 

Научный потенциал, накопленный под руководством Е.Г. Осовского за время существования кафедры, нашел «выход» в деятельности научной школы. Его научная школа многонаправленна в разработке актуальных педагогических проблем: педагогики и психологии профессионально-технического образования;истории образования в Мордовском крае образования и педагогической мысли Российского Зарубежья. 
Важную роль в развитии кафедры сыграли и играют научные конференции. Подавляющее большинство из них носили статус всероссийских и международных, проводились при участии и поддержке Российского гуманитарного научного фонда, Правительства Республики Мордовия. 

Кафедра не утратила свои позиции после ухода из жизни Е.Г. Осовского (2004 г.), более того ощущает и будет ощущать порожденные Ефимом Григорьевичем необходимость присутствия всегда профессионального патриотизма и оптимизма, высокого уровня организации научной и образовательной деятельности, постоянного творческого поиска как залога роста коллектива. Системному решению этих и других задач способствовало вновь объединение кафедр общей педагогики и научных основ образования – в кафедру педагогики – в сентябре 2004 года. Сегодня кафедра продолжает совершенствовать и наращивать потенциал и содержание деятельности, заложенные в предыдущие годы.