Статистика
РОСМОЛОДЕЖЬ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Президент России
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК)
Официальный информационный портал Единого государственного экзамена
Подписка
Кафедра педагогики дошкольного и начального образования
7288dc95341152cffb41e5784f138ac4.JPG
Рябова Инна Геннадьевна
Заведующая кафедрой педагогики дошкольного и начального образования
кандидат педагогических наук, доцент
Телефон: (8342) 33-93-55

Кафедра педагогики начального образования была образована на факультете в 1982 году на базе кафедры педагогики и методики начального образования, а в мае 2009 г., в результате объединения педагогического факультета и факультета дошкольного воспитания, была переименована в кафедру педагогики дошкольного и начального образования. Кафедра готовит студентов по специальностям «Педагогика и методика начального образования», «Педагогика и методика дошкольного образования». 

На кафедре работают 15 преподавателей, из них 14 имеют ученые степени и звания. Многие члены кафедры защитили кандидатские диссертации в ведущих вузах России, с которыми поддерживают тесные связи (Московский педагогический государственный университет, Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова, Московская гуманитарно-социальная академия, Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева (г. Чебоксары), Нижегородский государственный педагогический университет и др.). Кафедра активно сотрудничает с Витебским государственным университетом имени П. Н. Машерова (Республика Беларусь, г. Витебск).

На кафедре функционируют учебно-методическая комиссия в следующем составе: И. Г. Рябова, О. В. Шуляпова, И. Б. Буянова, Л. В. Карпушкина, Н. В. Кондрашова, Л. В. Земляченко. 

Интеллектуальный, методический, личностный потенциал ведущих преподавателей кафедры позволяет реализовывать проекты в рамках Российского гуманитарного научного фонда, федеральных и республиканских экспериментальных площадок. 

Одним из ведущих направлений работы кафедры является разработка, рецензирование, экспертиза программ для начального общего и высшего профессионального педагогического образования, научное консультирование средних общеобразовательных учебных заведений, лицеев и гимназий, а также дошкольных учреждений. 

На кафедре проводилась и проводится исследовательская работа в рамках грантов Российского гуманитарного научного фонда: 

«Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона», Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция, проект №111613501 – руководитель И. Г. Рябова. 

Основные результаты работы преподавателей кафедры в рамках грантов отражены в следующих публикациях

1. «Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона», всероссийская науч.-практическая конф. с международным участием (2011 ; Саранск). Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона», 22–23 сентября 2011 г. [материалы] / редкол.: И. Г. Рябова (отв. ред.) [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 378 с. 

2. Воспитание младших школьников в контексте традиционной культуры региона : монография / под ред. И. Г. Рябовой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – 162 с. (10,01 п.л.). 

3. Неясова И. А. Формирование этнокультурных ценностей школьников в поликультурном образовательном пространстве гимназии / И. А. Неясова, Л. А. Серикова // Формирование культурно-продуктивной личности в меняющейся социокультурной ситуации : в 2 ч. Т. 1 : монография / под ред. Т. И. Шукшиной ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 105–115. (0,8 п.л.). 

4. Неясова, И. А. Модель формирования социального опыта школьников в меняющейся социокультурной среде / И. А. Неясова // Формирование культурно-продуктивной личности в меняющейся социокультурной ситуации : в 2 ч. Т.1 : монография / под ред. Т. И. Шукшиной; Мордов. гос. пед. ин-т . – Саранск, 2011. – С. 20–36 (1 п.л.). 

5. Кудаева И. А. Этносоциокультурный опыт как основа содержания социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды / И. А. Кудаева, Л. П. Карпушина, П. Ю. Соколова, Л. Е. Бабушкина // Социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды : монография /Л. П. Карпушина (отв. ред.) ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 133–146 (0,8 п.л.). 

6. Кудаева И. А. Модель социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды / Л. П. Карпушина, П. Ю. Соколова, И. А. Кудаева, Л. Е. Бабушкина // Социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды: монография / Л. П. Карпушина (отв. ред.). ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 115-133 (1,12 / 0,1 п.л.). 

7. Неясова, И. А. Модель формирования социального опыта школьников в меняющейся социокультурной среде / И. А. Неясова // Формирование культурно-продуктивной личности в меняющейся социокультурной ситуации : в 2 ч. Т. 1 : монография / под ред. Т. И. Шукшиной ; Мордов. гос. пед. ин-т . – Саранск, 2011. – С. 20–36 (1 п.л.) 

8. Кахнович, С. В. Специфика общения дошкольников в процессе занятий изобразительным искусством / С. В. Кахнович. – М. : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 2-е изд. испр. и доп. – 260 с. (Немецкая Национальная Библиотека включает данную публикацию в Немецкий Книжный Каталог; с подробными библиографическими данными можно ознакомиться в Интернете по адресу: http://dnb/d-nb.de.) (16,3 п.л.) 

9. Ширяева, Ю. Г. Технология формирования гуманистической направленности поведения в воспитательно-образовательной работе дошкольных образовательных учреждений / Ю. Г. Ширяева // Гуманитарные технологии в образовании: в 3 ч. Ч. 1 : глава монографии / под ред. Т. И. Шукшиной ; отв. за вып. П. В. Замкин ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 344 с. (С. 290–316) (1,5 п. л.) 

10. Буянова, И. Б. Технологии социокультурной адаптации личности в образовательном процессе / И. Б. Буянова // Гуманитарные технологии в образовании : монография : в 3 ч. Ч. 1 / под ред. Т. И. Шукшиной; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 50–83. (2 п.л.) 

11. Буянова, И. Б. Социокультурная адаптация студентов к обучению в педагогическом вузе в условиях оптимизации образовательной среды / И. Б. Буянова // Формирование культурно-продуктивной личности в меняющейся социокультурной ситуации: монография : в 2 т. Т 2 / под ред. Т. И. Шукшиной ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 3–24.(1,4 п.л.) 

В 2011–2012 учебном году по кафедре педагогики дошкольного и начального образования изданы учебные пособия, программы и методические пособия: 

  • Изучение уровня воспитанности младших школьников в условиях региона : учеб. пособие / под ред. И. Г. Рябовой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – 2-е изд., доп. и перер. – Саранск, 2012. – 149 с.
  • Кондрашова, Н. В. Региональные особенности содержания дошкольного образования: учеб. пособие / Н. В. Кондрашова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 129 с.
  • Педагогика и методика дошкольного образования: программа государственного экзамена по специальности «050707.65 – Педагогика и методика дошкольного образования» / составители С. И. Васенина, Л. В. Карпушкина, Т. Н. Кондратьева, Н. В. Кондрашова, О. И. Максимкина, Е. С. Ошкина, Н. Г. Спиренкова, С. Л. Уланова / Е. С. Ошкина, Н. Г. Спиренкова (отв. ред.) [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 55 с. 
Кафедра педагогики дошкольного и начального образования организует и проводит научно-практические конференции и семинары различного уровня: 
  • Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона» (22–23 сентября 2011 г., г. Саранск)
  • Социально-педагогический проект кафедры, посвященный 50-летию института «Современное дошкольное и начальное образование: традиции и инновации» (17 апреля 2012 г., г. Саранск).
  • Научная школа для молодых ученых по теме «Образование и воспитание дошкольников и младших школьников в условиях поликультурного региона» в рамках Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «48 Евсевьевские чтения» (23–25 мая 2012 г., г. Саранск).
  • Региональный научно-практический семинар для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе и учителей начальных классов «Профессиональная деятельность учителя поликультурного региона в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (27 марта 2012 г., МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»).
  • Районный научно-практический семинар для учителей школ Лямбирского района (15 мая 2012 г., Лямбирский муниципальный район РМ).
  • Районный семинар для учителей начальных классов «Федеральный государственный образовательный стандарт НОО: опыт, проблемы» (4 мая 2012 г., Лямбирский муниципальный район РМ). 
Преподавателями кафедры педагогики дошкольного и начального образования разработаны и реализуются дополнительные образовательные программы и программы послевузовского профессионального образования: 
  • «Актуальные проблемы современного дошкольного образования» (Кондрашова Н. В., Спиренкова Н. Г.)
  • «Подготовка педагогов-организаторов летнего отдыха детей и подростков» (Шуляпова О. В., Приходченко Т. Н.)
  • «Основы гувернерского дела» (Карпушкина Л. В., Спиренкова Н. Г.)
  • «Школа материнства и детства» (Рябова И. Г., Карпушкина Л. В., Щередина Н. И.).
  • «Адаптация первоклассников к школе» (Рябова И. Г., Неясова И. А., Буянова И. Б.). 
Кафедра педагогики дошкольного и начального образования в 2011–2012 учебном году продолжила сотрудничество со школами и другими образовательными учреждениями, которое носит научно-педагогический и практический характер. В этот период осуществлялось научно-методическое сотрудничество с различными типами общеобразовательных учреждений Республики Мордовия: МОУ «Гимназия № 12», МОУ «Гимназия № 23», МОУ «Лицей № 26», МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 36», МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 25», МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18», МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», МОУ «Луховский лицей», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» и др. 

Преподаватели кафедры педагогики дошкольного и начального образования принимали участие в качестве членов жюри в городских и республиканских конкурсах и олимпиадах: 

1) Международный семинар «Языковое гнездо» (г. Саранск, 19–22 января 2012 г.) (Спиренкова Н. Г., Шуляпова О. В., Приходченко Т. Н.). 

2) Городской конкурс «Учитель года 2012» (г. Саранск, 12–16 марта 2012 г.) (Рябова И. Г.). 

3) Городской конкурс проектов и учебно-исследовательских работ учащихся «Ярмарка идей» (г. Саранск, декабрь 2011 г.) (Буянова И. Б.). 

4) II открытый отборочный Московского Международного форума «Одаренные дети – будущее России» (Буянова И. Б., Земляченко Л. В., Шуляпова О. В.). 

5) Проведение гимназического конкурса «Ученик года» в рамках образовательной программы «Одаренные школьники – будущие лидеры России» (МОУ «Гимназия № 20» г. Саранска) (Шуляпова О. В.) 

6) I гимназический конкурс «Лучшая методическая разработка» в рамках Городского педагогического марафона «Образование. Творчество. Развитие» 09.04.2012 г., г. Саранск (Шуляпова О. В., Сергушина О. В.) 

7) Открытая республиканская конференция проектно-исследовательских работ учащихся начальной школы «Новое поколение» (с. Лямбирь, 04.05.2012 г.) (Щередина Н. И., Карпушкина Л. В., Земляченко Л. В.) 

8) Внутривузовская олимпиада по педагогике (Буянова И. Б., Земляченко Л. В., Кахнович С. В., Кондрашова Н. В., Неясова И. А., Шуляпова О. В.). 

9) Республиканская учебно-практическая конференция школьников «Юный исследователь» (МБОУ «Торбеевская СОШ № 3», 19.04.2012 г.) (Воронина С. В.). 

Преподаватели кафедры являются победителями и призерами Всероссийских и межрегиональных конкурсов: Кондрашова Н. В. – победитель конкурса «Гуманитарная книга 2011 года» среди преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, аспирантов и соискателей Приволжского федерального округа за учебно-методическое пособие «Региональные особенности содержания дошкольного образования» (Киров, 2012); Неясова И. А. – лауреат конкурса «Гуманитарная книга 2011 года» среди преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, аспирантов и соискателей Приволжского федерального округа за учебно-методическое пособие «Социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды» (Киров, 2012); Неясова И. А. – лауреат Всероссийского конкурса «Золотой фонд отечественной науки» за учебно-методическое пособие «Социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды» (Москва, 2012). 

Под руководством преподавателей кафедры создан и функционирует педагогический отряд «Максимум», студенческая волонтерская группа, осуществляющая основные направления социально-педагогической работы с детьми различных категорий (дети-сироты, дети с девиантным поведением, дети-инвалиды и т. д.). Студентами реализуется активная деятельность в учреждениях социально-педагогической поддержки посредством проведения социальных акций, групповых форм работы, форумов, тренингов. Этот отряд – неоднократный призер республиканских конкурсов среди педагогических отрядов. Преподаватели принимают участие в организации и проведении инструктивного лагеря «Галактика звезд» (Шуляпова О. В., Сергушина О. В.). 

Преподаватели кафедры активно участвуют в работе инновационных структур института и разрабатывают программно-методические документы для работы с детьми и их родителями Центра продленного дня. Создана нормативно-правовая и научно-методическая база для организации работы НОЛ «Образование и воспитание дошкольников и младших школьников в условиях поликультурного региона». 

В круг научных вопросов, разрабатываемых преподавателями кафедры педагогики дошкольного и начального образования, входят: 
  • научное обеспечение подготовки педагогических кадров в условиях инновационного содержания начального образования, образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона, современные проблемы регионального социально-экономического образования и воспитания в начальной школе (И. Г. Рябова, зав. кафедрой педагогики начального образования, канд. пед. наук, доцент, член-коррепондент МАНПО, МАН);
  • аксиологический подход к формированию культуры личности младшего школьника (О. В. Шуляпова, канд. пед. наук, доцент);
  • социально-профессиональное самоопределение и социализация младшего школьника (О. В. Сергушина, канд. пед. наук, доцент);
  • гражданско-правовое воспитание младших школьников (Л. В. Земляченко, канд. пед. наук, доцент);
  • современные концепции и подходы к воспитанию школьников (Т. Н. Приходченко, канд. пед. наук, доцент);
  • формирование навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста (Л. В. Карпушкина, канд. пед. наук, доцент);
  • становление и развитие дошкольного образования в РМ (Н. В. Кондрашова, канд. пед. наук, доцент);
  • формирование культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности (С. В. Кахнович, канд. пед. наук, доцент);
  • управление образовательными системами (Н. В. Гуляева, канд. пед. наук, доцент);
  • воспитание активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста, история дошкольной педагогики (Н. В. Спиренкова, канд. пед. наук, доцент);
  • формирование гуманистической направленности поведения у детей старшего дошкольного возраста (Ю. Г. Ширяева, канд. пед. наук, доцент);
  • интеграция психолого-педагогических дисциплин как средство гуманитаризации образования студентов (С. В. Воронина, преподаватель).